Покупательная способность денег как элемент устойчивости денежной системы

Покупательная способность денег выражается в определенном количестве товаров и платных услуг (транспортных, коммунальных и т. д.), которые можно приобрести на одну и ту же денежную единицу. В этом смысле покупательная способность денег выражает ту сторону устойчивости денежной системы, которая характеризует динамику реальных денежных доходов населения, поскольку последние существенно зависят от изменений покупательной способности денег. Следовательно, покупательная способность денег является тем элементом устойчивости денежной системы, который связывает ее с непосредственными материальными интересами населения, придавая устойчивости денежной системы определенный социальный аспект. В связи с этим покупательная способность денег приобретает самостоятельное значение.

В социалистическом обществе покупательная способность денег определяется государством на основе планирования цен на предметы потребления и тарифов на платные услуги, путем регулирования количества денег в обращении. Так как снижение розничных цен на отдельные предметы потребления имеет своей объективной основой снижение издержек производства, т. е. реальную экономию труда в общественном производстве, а также увеличение производства этих предметов потребления, то рост покупательной способности денег в таких условиях является одним из важнейших показателей повышения устойчивости денежной системы.

Хотя в социалистической экономике отсутствует стихийная зависимость уровня государственных розничных цен от количества денег в обращении, однако было бы неправильным полагать, что покупательная способность денег при социализме складывается независимо от их количества в обращении. «Отсутствие в социалистическом обществе стихийной зависимости цен организованного рынка от количества обращающихся денег,- утверждает Я. А. Кронрод,- отсутствие стихийного механизма, который позволяет обращению поглощать любое количество денежных знаков, ведет к тому, что плановые цены определяют количество денежных знаков, входящих в обращение, а не количество денежных знаков, находящихся в обращении, определяет цены. Это — важнейшее, принципиальное отличие обращения знаков денег при социализме от их обращения при капитализме»*. Но если взаимосвязь элементов закона денежного обращения при социализме осуществляется не стихийно, а планомерно, то это не может служить основанием для отрицания указанной связи. Если бы количество денег в обращении не влияло на уровень плановых товарных цен, то в этом случае закон денежного обращения потерял бы свой объективный характер, а сами плановые цены оказались бы оторванными от условий рыночной конъюнктуры и потому лишились бы значения в качестве орудия экономической политики.

*(Я. А. Кронрод, цит. соч., стр. 352.)

Избыток денег в обращении не может не влиять на общий индекс государственных розничных цен, хотя в каждый данный момент превышение покупательского спроса над товарным предложением не всегда вызывает соответствующее повышение плановых цен товаров и снижение покупательной способности рубля. На организованном рынке избыток денег в обращении препятствует снижению цен на товары и услуги не только в настоящем, но и в ближайшей перспективе, так как приводит к принудительному откладыванию покупательского спроса в форме вкладов населения в сберегательные кассы. В отдельных случаях этот избыток денег может вызвать необходимость частичного повышения государственных розничных цен на отдельные товары в целях выравнивания покупательского спроса и товарного предложения и предупреждения спекулятивных перепродаж товаров, которые приводят к стихийному повышению розничных цен на дефицитные товары и фактическому снижению покупательной способности рубля.

Читайте также  Синицина и Кацалапов опровергли слова тренера о завершении карьеры :: Фигурное катание :: РБК Спорт

Как свидетельствует опыт прошлого, избыток денег в обращении ослабляет материальные стимулы в социалистическом производстве, оказывает отрицательное влияние на рост производительности труда, сдерживая тем самым расширение производства товаров во всех отраслях народного хозяйства и снижение их себестоимости; это неизбежно сказывается на общем уровне плановых цен. Что же касается колхозного рынка, то излишние деньги в обращении вызывают непосредственно повышение уровня цен, которое не только снижает покупательную способность рубля, но и обусловливает стихийное перераспределение денежных средств в пользу села и замедление скорости оборота денег.

Отсюда следует, что объективная взаимозависимость между количеством денег в обращении, уровнем товарных цен и покупательной способностью денежных знаков, установленная Марксом в законе денежного обращения, сохраняет силу и в социалистическом товарном хозяйстве, хотя она и приобретает характер планомерно используемой закономерности.

Экономическое содержание покупательной способности денег как элемента устойчивости денежной системы в социалистическом обществе включает лишь цены тех товаров, которые реализуются в розничном товарообороте государственной и кооперативной торговли и на колхозном рынке. Речь идет, следовательно, о покупательной способности в отношении преимущественно предметов потребления, исключая при этом их оптовый оборот, совершающийся между государственными предприятиями и организациями, а также оборот между государственными организациями и колхозами, связанный с государственными закупками сельскохозяйственных продуктов и с приобретением колхозами средств производства в государственной промышленности. Покупательная способность денег в отношении средств производства учитывается лишь в той мере, в какой последние реализуются в розничном товарообороте государственной и кооперативной торговли*. Подобное ограничение экономического содержания покупательной способности денег как элемента устойчивости денежной системы при социализме объясняется следующими причинами.

*(Это ограничение, разумеется, теряет силу при определении сравнительной покупательной способности рубля и других валют, так как в этом случае счет ведется по всему общественному продукту независимо от характера реализации отдельных его составных частей в той или другой стране.)

Уровень цен на средства производства, реализуемые в пределах государственного сектора, влияет на покупательную способность отдельных государственных предприятий, особенно в условиях предусмотренного XXIII съездом КПСС постепенного перехода к оптовой торговле средствами производства. В этом смысле, несомненно, представляет интерес исчисление покупательной способности рубля по индексу оптовых цен на средства производства. Однако этот индекс нельзя объединять с индексом государственных розничных цен на предметы потребления, потому что изменение оптовых цен на отдельные средства производства, реализуемые в пределах государственного сектора, означает перераспределение покупательского спроса между предприятиями и изменение их взаимоотношений с государственным бюджетом и Госбанком, но не изменяет покупательную способность общего фонда денежных средств в государственном секторе. Так, повышение оптовых цен на некоторые средства производства, предусмотренное нынешней хозяйственной реформой, увеличивает прибыль, а следовательно, и покупательную способность предприятий, производящих эти средства производства, но соответственно снижается покупательная способность предприятий, покупающих указанные средства производства, так что общая покупательная способность денежных средств, обслуживающих оборот в государственном секторе, не изменяется.

Читайте также  ПОЗАБОТЬТЕСЬ О БЕЗОПАСНОСТИ ВАШЕГО ДОМА — ВЫБИРАЙТЕ ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ДВЕРИ

Уровень цен на средства производства, реализуемые колхозам, а также уровень закупочных цен на продукты, реализуемые колхозами государству, безусловно, влияет на покупательную способность колхозов, а в известной мере — и колхозников. Поэтому и здесь представляет интерес исчисление покупательной способности рубля в товарообороте между государством и колхозами. Однако в этом случае речь идет лишь о перераспределении национального дохода, а значит, покупательной способности в пределах обобществленного хозяйства, что не изменяет общий фонд денежных средств в рамках последнего.

Покупательная способность денег в отношении основной массы средств производства не может рассматриваться непосредственно как элемент устойчивости денежной системы в социалистическом обществе, так как средства производства, реализуемые в пределах обобществленного хозяйства, не входят непосредственно в товарное обеспечение денег, а безналичный денежный оборот, обслуживающий эту реализацию, не включается в понятие денежной массы в обращении.

В силу всех указанных причин покупательная способность денег в социалистических странах официально определяется лишь в отношении товаров (преимущественно предметов потребления), реализуемых в розничной торговле, а также уровня тарифов на платные услуги. Так, в постановлении Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 г. о проведении денежной реформы отмечалось «понижение покупательной силы рубля» в результате войны, хотя во время войны оптовые цены на продукцию тяжелой промышленности были снижены в два-три раза. А в постановлении Совета Министров СССР о переводе курса рубля на золотую базу от 28 февраля 1950 г. указывалось, что «осуществленная одновременно с денежной реформой отмена карточной системы и серьезное снижение цен на товары массового потребления, проведенное три раза в течение 1947 — 1950 гг., привели к еще большему укреплению рубля, повышению его покупательной способности…», хотя в 1949 г. оптовые цены на важнейшие средства производства были повышены более чем в полтора раза.

Однако вопреки существующей практике, подтверждающей изложенные выше положения, некоторые экономисты считают, что в определение покупательной способности денег при социализме следует включать также цены на все средства производства и тарифы на услуги производственного потребления*. При этом они приходят к весьма странному выводу, что в условиях социализма «движение покупательной способности денег может отличаться от движения реального уровня заработной платы и других денежных доходов населения»**. Тем самым покупательная способность денег при социализме перестает быть показателем уровня благосостояния народа.

Источник: malimar.ru

socialtrend